Париж. Февраль, 1951 г.


На выставке “Голландского пейзажа” я уже побывал четыре раза и еще собираюсь. При этом как-то особенно досадно, что выставка должна будет скоро закрыться, а чудесные картины, собранные на ней, разбредутся по своим местам. Ничего более душистого, искреннего, “точного” по чувству и настроению, словом, ничего более отвечающего самому благородному вкусу, человечество во всякие времена не создавало! Какие Аверкампы, Рембрандты, Хоббемы, Питер де Хоохи и т. д. Перед пляжем Адриана ван ден Вельде или его же “Зимкой” хочется плакать, до того это трогательно! Наслаждаясь этими картинами, мне почему-то пришел на ум наш Петр Алексеевич. Воображаю, как его должны были поразить, после своей дикой, суровой Московии, эти “тихие”, такие милые, застенчивые и все же такие исполненные сильного чувства картины. Недаром сам юный царь (в шкиперском наряде) просиживал на аукционах и покупал этих “маленьких голландцев”. И какое же он им построил впоследствии чудесное хранилище в своем “голландском” домике, на берегу Финского залива — в Монплезире! Сказать кстати, на днях меня уверяли, что этот дворец Петра спасен. Правда, стоявшие в нем с 1941 по 1943 год итальянцы сожгли в качестве топлива все, что можно было сжечь, иначе говоря, всю ту деревянную обшивку стен, которая и служила обрамлением целой галерейке голландских картин, но нашлись средства, нашлись и сведущие специалисты, которые по существующим документам восстановили все прежнее…

Вернуться к списку писем: По адресатам
По хронологии

Ораниенбаум. Кабинет "Обезьян" в павильоне Катальная гора. 1900 г.

Зал родового замка Боротин. 1908 г.

Петергофский дворец. 1901 г.


Главная > Переписка > Е.Е. Климову 1951 год.
Поиск на сайте   |  Карта сайта