"Александр Бенуа"

Александр Николаевич Бенуа — русский художник-график, живописец, театральный художник, издатель, литератор, один из авторов современного образа книги. Представитель русского модерна. Александр Бенуа — из основателей художественного объединения «Мир искусства», автор многочисленных литературных трудов, освещающих творчество русских и зарубежных мастеров, прекрасный декоратор, работавший в театрах Москвы и Петербурга, во многих городах Европы и Америки.

Александр Бенуа родился в 1870-м году в семье известного архитектора и рос в атмосфере почитания искусства. Сын профессора архитектуры Николая Леонтьевича Бенуа, внук выходца из Франции Луи-Жюля Бенуа, внук с материнской стороны архитектора Альберта Кавоса — строителя Мариинского театра в Санкт-Петербурге и Большого театра в Москве; брат акварелиста Альберта Бенуа и архитектора Леонтия Бенуа. Детство и многие годы жизни Александра Бенуа прошли в Петербурге, в доме № 15 по улице Глинки, недалеко от Крюкова канала.

Обстановка в доме, окружавшая Александра Николаевича, способствовала его художественному развитию. С детства он полюбил «старый Петербург», пригороды столицы. А также в нем рано зародилась любовь к сцене, он сохранил ее на всю жизнь. Александр Бенуа был одарен исключительным музыкальным слухом и редкой зрительной памятью. Работы, созданные им в глубокой старости, «рисунки-воспоминания» указывают на поразительную стойкость и силу его жизненного восприятия.

Бенуа начал учиться рисованию в частном детском саду, он всю жизнь целиком был поглощен искусством.

Несмотря на склонность к искусству, сам Бенуа художественного образования не получил. Обучался он на юридическом факультете Петербургского университета в 1890-х — 1894-х годах, но при этом самостоятельно изучал историю искусства и занимался рисованием и живописью — главным образом акварельной. Делал он это настолько основательно, что сумел написать главу о русском искусстве для третьего тома "Истории живописи в XIX веке" Рихарда Мутера, вышедшего в 1894-м году.

О нем сразу заговорили как о талантливом искусствоведе, перевернувшем устоявшиеся представления о развитии отечественного искусства. В 1897-м году по впечатлениям от поездок во Францию он создал первую серьезную работу — серию акварелей "Последние прогулки Людовика XIV", — показав себя в ней самобытным художником.

Неоднократные поездки в Италию и Францию и копирование там художественных сокровищ, изучение сочинений Сен-Симона, литературы Запада XVII-XIX вв., интерес к старинной гравюре — явились фундаментом его художественного образования. В 1893-м Бенуа выступил как пейзажист, создав акварели окрестностей Петербурга. В 1897-м — 1898-м он пишет акварелью и гуашью серию пейзажных картин Версальских парков, воссоздав в них дух и атмосферу старины.

К концу 19-го — началу 20-го века Бенуа снова возвращается к пейзажам Петергофа, Ораниенбаума, Павловска. Он прославляет красоту и величие архитектуры XVIII в. Природа интересует художника главным образом в ее связи с историей. Обладая педагогическим даром и эрудицией, он в конце XIX века организовал объединение "Мир искусства", став его теоретиком и вдохновителем. Много работал в книжной графике. Часто выступал в печати и каждую неделю публиковал свои "Художественные письма" 1908-го — 1916-го годов в газете "Речь".

Не менее плодотворно работал Бенуа и как историк искусства: издал в двух выпусках 1901-го, 1902-го годов получившую широкую известность книгу "Русская живопись в XIX веке", существенно переработав для нее свой ранний очерк; начал выпускать серийные издания "Русская школа живописи" и "История живописи всех времен и народов" 1910-го — 1917-го годов — издание прервалось с началом революции и журнал "Художественные сокровища России"; создал прекрасный "Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа" 1911-го года.

Созданное Бенуа и другими деятелями культуры художественное объединение «Мир искусства» раскрыло немало забытых или незамеченных имен, привлекло внимание к прикладному искусству, архитектуре, народным промыслам, подняло значение графики, художественного оформления и иллюстрирования книги.

Александр Бенуа был душою «Мира искусства» и непременным участником журнала. Он не окончил Академию художеств, считая, что художником можно стать, лишь непрерывно работая. Исключительная трудоспособность позволяла ему за один день заполнить альбом рисунками, поработать в мастерской над начатой картиной, побывать в мастерских театра, вникая в детали эскизов декораций и костюмов, в режиссуру и даже в проработку ролей с актерами. Кроме того, Бенуа успевал подготовить статью в журнал или газету, написать несколько писем, всегда интересных мыслями об искусстве.

Для семьи он также уделял достаточно много времени. Сын Николай, дочери Елена и Анна, племянники и их маленькие друзья находили в «дяде Шуре» участника любопытных затей, полезных занятий и никогда не ощущали ни раздражения, ни усталости этого занятого, но неутомимого человека.

После революции 1917 года Бенуа принимал деятельное участие в работе всевозможных организаций, связанных главным образом с охраной памятников искусства и старины, а с 1918-го года занялся еще и музейным делом — стал заведовать Картинной галереей Эрмитажа. Им был разработан и успешно реализован совершенно новый план общей экспозиции музея, способствовавший наиболее выразительной демонстрации каждого произведения.

В начале XX века Бенуа иллюстрирует произведения Александра Сергеевича Пушкина. Выступает как критик и историк искусства. В 1910-х в центр интересов художника попадают люди. Такова его картина "Петр I на прогулке в Летнем саду", где в многофигурной сцене воссоздается облик минувшей жизни, увиденной глазами современника.

В творчестве Бенуа-художника решительно преобладала история. Две темы неизменно пользовались его вниманием: "Петербург XVIII — начала XIX в." и "Франция Людовика XIV". К ним он обращался в первую очередь в своих исторических композициях — в двух "версальских сериях", в широко известных картинах "Парад при Павле I" 1907-го года, "Выход Екатерины II в Царскосельском дворце" 1907-го года и других, воспроизводя давно ушедшую жизнь с глубоким знанием и тонким ощущением стиля. Тем же темам, в сущности, были посвящены и его многочисленные натурные пейзажи, которые он обычно исполнял то в Петербурге и его пригородах, то в Версале — Бенуа регулярно ездил во Францию и подолгу жил там.

В историю русской книжной графики художник вошел своей книжкой "Азбука в картинах Александра Бенуа" — 1905-го и иллюстрациями к "Пиковой даме" Александра Сергеевича Пушкина, исполненными в двух вариантах, а также замечательными иллюстрациями к "Медному всаднику", трем вариантам которых Бенуа посвятил почти двадцать лет труда — с 1903-го по 1922-й годы.

В эти же годы художник принимает участие в оформлении "Русских сезонов", организованных Сергеем Дягилевым в Париже, которые включали в свою программу не только оперные и балетные постановки, но и симфонические концерты.

Бенуа оформил оперу Рихарда Вагнера "Гибель богов" на сцене Мариинского театра и вслед за тем исполнил эскизы декораций к балету Черепнина "Павильон Армиды" 1903-го года, либретто которого сочинил сам. Увлечение балетом оказалось настолько сильным, что по инициативе Бенуа и при его непосредственном участии была организована частная балетная труппа, начавшая в 1909 году триумфальные выступления в Париже — "Русские сезоны". Бенуа, занявший в труппе пост директора по художественной части, исполнил оформление к нескольким спектаклям.

Одним из высших его достижений были декорации к балету Стравинского "Петрушка" в 1911-м году. Вскоре Бенуа начал сотрудничество с Московским Художественным Театром, где он удачно оформил два спектакля по пьесам Мольера в 1913-м году и некоторое время даже участвовал в руководстве театром наряду со Станиславским и Немировичем-Данченко.

С 1926-го года Александр Бенуа жил в Париже, где и скончался. Основные работы художника: "Прогулка короля", "Фантазия на Версальскую тему", "Итальянская комедия", иллюстрации к Медному всаднику Алексея Сергеевича Пушкина и другие. Необычайно одаренный художник, пропагандист искусства, организатор многочисленных выставок, музейный работник, активнейший деятель театра и кино, Бенуа внес огромный вклад в историю русской художественной культуры XX века.


Германн у подъезда графини. 1910 и 1911 г.

Масленица в Петербурге. 1910 г.

Арлекинада. 1902 г.


Главная > Биография > Аудиобиография
Поиск на сайте   |  Карта сайта