Цель искусства

Нам кажется, что теперь индивидуализму, сделавшему свое дело, пора перестать властвовать. Тем более пора, что он именно плох, как система, и в то же время непоколебим, как неотъемлемая принадлежность человеческого существования. В свободном единении индивидуальность фатально не может погибнуть, ибо каждый истинно сильный индивидуум может лишь заразиться другим, но не потонуть, не исчезнуть в нем. Нам представляется желательным, чтобы следующий фазис, в который сложится русское искусство, был именно фазисом возобновления школы, т.е. общей работы для общей цели.

Но, разумеется, мы бы отнюдь не желали при этом навязанной, хотя бы самым благонамеренным, общественным направлением программы. Искусство должно оставаться самоцельным, оно должно, во-первых, искать своего Бога, который есть лишь особое откровение "Всеобщего Бога". Все же остальное но самой необходимости вещей приложится тогда к искусству. Лишь самоцельное, но объединенное для общей цели искусство, лишь школа (школа как в технике, так и в идеях) может дать ныне такие плоды, которые будут иметь одинаковое значение с плодами знаменитых прошловековых "школ", а может быть, даже и превзойдут их по питательности и прелести. Нечего, однако, и настаивать на том, что эти пожелания бессильны перед велениями жизни и что будущность русского искусства зависит от всей тайны будущего русского общества.

Предыдущая глава

Следующая глава


Святой Вольфганг заставляет черта держать перед ним молитвенник (Пахер)

Святой Лауренс раздает милостыню (Михаэль Пахер)

Алтарь отцов Церкви (Михаэль Пахер, ок. 1483 г.)


Главная > Книги > Русская школа живописи > Современное состояние русской живописи > Цель искусства
Поиск на сайте   |  Карта сайта