Храмы-ротонды
В Риме знаменитым ротондальным храмом является церковь Сан Стефано ротондо. Центрическими возводили мартирии (церкви в память мучеников) и баптистерии. В основе первых — символическое переосмысление ротонды Гроба Господня (храма Воскресения) в Иерусалиме; образцом для вторых служил Латеранский баптистерий, возведенный и форме октагона в Риме Константином I Великим.
В VIII—IX вв. в Западной Европе получают распространение дворцовые церкви типа ротонды (по образцу «Королевской капеллы» в Аахене), а в эпоху Крестовых походов, в XI—XIII вв. — рыцарские, обетные церви типа «палатиума с ротондой».
На путях паломников к Святым местам возникали памятные часовни, рыцарские капеллы, мавзолеи в форме ротонд. В фантазиях средневековых писателей именно ротонда (в связи с аллюзиями на Иерусалимский храм) упоминается как идеальное, образцовое сооружение. В поэме А. фон Шарфенберга «Титурель», написанной между 1255 и 1272 гг., рассказывается, как король Титурель на месте, где он намеревался построить храм, обнаружил рисунок на камне, сделанный неизвестной рукой:
Ритонды вид имела
Та церковь; по преданью
Семьдесят два придела
Кольцом замкнули всю громаду зданья...
Храмы-ротонды типичны для стран Центральной Европы - Чехии, Польши, Венгрии, что объясняется проповеднической деятельностью Кирилла и Мефодия.
На Руси подобные постройки воспринимали иноверческими, «латинскими», поэтому они не получили значительного распространения. Среди них встречаются разновидности: ротонда с пристроенной к ней апсидой и башней с противоположной стороны, ротонда-квадрифолий («четырехлепестковая»), полигональная (многогранная) в плане церковь. Верхнюю часть минарета мусульманских построек также по аналогии называют ротондой. В эпоху Итальянского Возрождения под влиянием идей Леонардо да Винчи об идеальном храме Солнца в виде сферы, воплощающем гармонию мироздания, архитектор Д. Браманте возвел в Риме в 1502 г. Темпьетто — храм в форме античной ротонды.
П. Перуджино на фреске «Вручение ключей Апостолу Петру» в Сикстинской капелле в Ватикане (1481 г.) в центре композиции изобразил восьмигранную ротонду. Похожее здание Перуджино включил в картину «Обручение Марии» (1503—1504 гг.), его повторил в аналогичной композиции Рафаэль. Эти изображения, как считают, связаны не столько с символической иконографией храма Соломона в Иерусалиме (что предполагается по сюжету), сколько с проектами Леонардо да Винчи, Л. Б. Альберти и Д. Браманте. Во второй половине XVI в. в связи с движением контрреформации ротонды и все храмы центрического типа были осуждены как языческие. Традиции рыцарских ротонд западноевропейского Средневековья нашли продолжение в украинских постройках XVII-XVIII вв. и в боярских усадьбах России конца XVII в..
Вариацией центрического, крестово-купольного здания с круглым залом внутри является Вилла Ротонда близ Виченцы, построенная по проекту А. Палладио. К типу ротонды относятся бельведеры, садово-парковые павильоны. Парафразой классицистической темы ротонды в архитектуре является павильон «Храм дружбы» в Павловском парке близ Петербурга, созданный по проекту Ч. Камерона. Полуротондой называется постройка типа античной экседры, полукруглая в плане. Для своего дворца во Флоренции Николай Никитич Демидов поручил парижской фирме Томира изготовить небольшой храм-ротонду с колоннами из малахита и куполом из золочёной бронзы.
Ротонда храма Св. Георгия.
|
Ротонда Воскресенского храма. Ново-Иерусалимского монастыря.
|
Храм с колоннадой-ротондой. Фигурами и скульптурой философов.
|