Батальный жанр
(от французского bataille — битва)
Жанр, посвященный военным темам и быту. Основным в нем являются темы военных походов и сражений - на суше, и на море, как в прошлом, так и в наши дни. Батальному жанру присуще стремление запечатлеть особо важный или характерный момент битвы, передать её пафос, героику войны, а часто и раскрыть исторический смысл военных событий, что сближает батальный жанр с историческим жанром.
Деятельность художников-баталистов, постоянно связанная с жизнью армии и флота, способствовала расширению рамок батального жанра, дополняемого сценами военного быта (в походах, казармах, лагерях), которые одновременно относятся и к бытовому жанру, а также обобщёнными образами воинов, фронтовыми зарисовками и т.д.
Прогрессивная тенденция в развитии батального жанра 19—20 в. связана с реалистичным раскрытием социальной природы войн и роли в них народа, с разоблачением несправедливых агрессивных войн, прославлением народного героизма в революционных и освободительных войнах, с воспитанием в народе гражданских патриотических чувств.
Формирование батального жанра относится к 16—17 в., но изображения битв известны в искусстве с древнейших времён. Рельефы Древнего Востока представляют царя или полководца, истребляющего врагов, осады городов, шествия воинов. В древнегреческой вазописи, рельефах на фронтонах и фризах храмов воспевается как нравственный образец воинская доблесть мифических героев; уникально изображение битвы Александра Македонского с Дарием (римская мозаичная копия эллинистического образца 4—3 в. до н.э.).
Рельефы на древнеримских триумфальных арках и колоннах прославляют завоевательные походы и победы императоров.
В средние века сражения изображали на тканях («Ковёр из Байё» со сценами завоевания нормандцами Англии, около 1073—1083 г.), в европейских и восточных книжных миниатюрах («Лицевой летописный свод», Москва, 16 в.), иногда на иконах; многочисленны батальные сцены в рельефах Китая и Камбоджи, индийских росписях, японской живописи.
К эпохе Возрождения в Италии относятся первые опыты реалистичного изображения битв (Паоло Уччелло, Пьеро делла Франческа — 15 в.); героическую обобщенность и большое идейное содержание оно получило в картонах для фресок Леонардо да Винчи («Битва при Ангьяри», 1503—1506 г.), показавшего яростное ожесточение схватки и «зверское безумие» междоусобиц, и Микеланджело («Битва при Кашине», 1504—1506 г.), акцентировавшего героическую готовность к борьбе; Тициан ввёл в сцену битвы реальную среду (так называемая «Битва при Кадоре», 1537—1538 г.), а Тинторетто — неисчислимые массы воинов («Битва при Заре», около 1585 г.).
В становлении батального жанра в 17 в. большую роль сыграли острое разоблачение жестокости завоевателей в офортах француза Ж. Калло, глубокое раскрытие социально-исторического смысла военных событий в «Сдаче Бреды» испанца Д. Веласкеса (1634—1635 г.), драматическую страстность батальных полотен фламандца П.П. Рубенса.
Позже выделяются баталисты-профессионалы (А.Ф. ван дер Мёлен во Франции), формируются типы условно-аллегорической композиции, возвеличивающей полководца, представленного на фоне битвы (Ш. Лебрен во Франции), небольшой батальной картины с эффектным (но равнодушным к смыслу событий) изображением кавалерийских стычек или эпизодов военного быта (С. Роза в Италии, Ф. Вауэрман в Голландии) и сцены морского сражения (В. ван де Велде в Голландии).
В 18 в. условным официальным баталиям противостояли правдивые изображения тягот походной и лагерной жизни (А. Ватто во Франции), а позднее — картины американских живописцев (Б. Уэст, Дж. С. Копли, Дж. Трамбалл), внёсших искренний пафос и свежие наблюдения в изображение военных эпизодов: родился русский патриотический батальный жанр — картины «Куликовская битва» и «Полтавская баталия», приписываемые И.Н. Никитину, гравюры А.Ф. Зубова с морскими сражениями, мозаика мастерской М.В. Ломоносова «Полтавская баталия» (1762—1764 г.), большие батально-исторические композиции Г.И. Угрюмова, акварели М.М. Иванова с изображениями штурмов Очакова и Измаила.
Великая французская революция и наполеоновские войны породили крупные батальные полотна А. Гро (пришедшего от увлечения романтикой революционных войн к фальшивому возвеличиванию Наполеона и внешней эффектности экзотичности антуража), сухие документальные картины немецких художников А. Адама и П. Хесса, но вместе с тем и психологически верные романтические образы наполеоновской эпопеи в живописи Т. Жерико и потрясающие драматические сцены борьбы испанцев с французскими интервентами в живописи и графике испанского художника Ф. Гойи.
Историзм и свободолюбивый пафос прогрессивного романтизма ярко выразились в батально-исторических картинах Э. Делакруа, показавшего и драматически страстное напряжение массовых битв, и жестокость завоевателей, и воодушевление борцов за свободу.
Освободительными движениями навеяны романтические батальные композиции П. Михаловского и А. Орловского в Польше, Г. Вапперса в Бельгии, а позже Я. Матейко в Польше, Я. Чермака в Чехии, Дж. Якшича в Сербии и др.
Во Франции романтическая легенда о Наполеоне окрашивает полужанровые картины Н.Т. Шарле и О. Раффе. В господствовавшей официальной батальной живописи (О. Берне) националистические концепции и ложноромантические эффекты сочетались с внешним правдоподобием.
Русская академическая батальная живопись от традиционных условных композиций с полководцем в центре (В.И. Мошков) шла к большей документальной точности общей картины боя и жанровых деталей (А.И. Зауервейд, Б.П. Виллевальде и особенно А.Е. Коцебу), но преодолеть традиционный для неё дух идеализации не смог даже К.П. Брюллов, пытавшийся в «Осаде Пскова» (1839—1843 г.) создать народно-героическую эпопею. Вне академической традиции батального жанра стояли лубки И.И. Теребенёва, посвященные народному подвигу в Отечественной войне 1812 г., «казачьи сцены» в литографиях Орловского, рисунки П.А. Федотова на темы казарменного и лагерного быта, рисунки Г.Г. Гагарина и М.Ю. Лермонтова, живо воссоздающие сцены войны на Кавказе, литографии В.Ф.Тимма на темы Крымской войны 1853—1856 г.
Битва при Ангьяри. Леонардо да Винчи.
|
Сдача Бреды. Диего Веласкес.
|
Оборона Севастополя. Дейнека А.А.
|