Хрисоэлефантинная скульптура
(от греч. chrysos — золото и elephas, elephantos — слоновая кость)
Скульптура, изготовленная из слоновой кости и золота. Хрисоэлефантинная скульптура была распространена в искусстве античности – в этой манере создавались статуи богов-колоссов. На деревянный каркас клеились пластины, изготовленные из слоновой кости, которые имитировали обнажённое тело, а волосы и облачение выполнялись из золота. Произведения небольших размеров могли создаваться целиком из драгоценных материалов.
В античных источниках упоминается около 200 хрисоэлефантинных скульптур. Ни одна из этих описанных в литературе статуй не сохранилась, некоторые известны по копиям в камне (статуя Зевса в Олимпии — работа Фидия, «Афина Парфенос» того же мастера в Парфеноне на Акрополе в Афинах, статуи царей Македонской династии для Филиппейона (Олимпия) работы Леохара, статуя Геры в аргосском Герайоне работы Поликлета). Также в этой технике работал мастер Каламид.
На рубеже XIX—XX в. термин «хрисоэлефантин» стал обозначать не только сочетание золота и слоновой кости, но также сочетание слоновой кости в комбинации с каким-либо другим материалом, преимущественно с бронзой или серебром.
Широкое распространение скульптуры из бронзы и слоновой кости в начале XX в. было связано с началом импорта этого материала из бельгийской колонии Конго и снижением цен на слоновую кость.
В настоящее время археологами найдено около 40-50 вещей (в основном фрагментов). Сохранившиеся образцы хрисоэлефантинной техники можно увидеть, например, в Дельфийском Археологическом музее. Это несколько голов периода архаики и ранней классики. Слоновая кость потемнела от времени, поэтому эти статуи — чёрные.
Хрисоэлефан- тинная техника.
|
Сидящий Зевс. Фидий.
|
Дидумен. Поликлет Старший.
|