|
Кисть
Инструмент для покраски. Кисти малярные и для живописи — делаются из щетины и хвостовых волосков различных животных. Кистями для малярного дела служат кисти из щетины 2-го сорта, более мягкой и подвергаемой некоторой отделке. Отделка щетины состоит в белении, так называемом печении и шлифовании.
Кисти для живописи - инструмент художника, главным образом живописца, представляющий собой ручку с ворсом на конце. Кисти для живописи обыкновенно употребляют из волоса: щетинные (из белой свиной щетины), колонковые (из волоса красной куницы — колонка), беличьи, хорьковые и др. Для акварельной живописи и для работы над мелкими деталями подойдут кисти из тонкого и мягкого волоса, например беличьи. Для живописи гуашью, темперой, масляными красками выбирают жесткие щетинные кисти. Кисти употребляются также в графике и каллиграфии.
Виды кистей.
По форме кисти изготавливаются с большим или меньшим выпуском щетины или волоса, а также остроконечные, тупоконечные, длинные и короткие; по мере уменьшения выпуска щетины жесткость кистей повышается. Плоские кисти, в отличие от круглых, более эластичны, дают возможность получать более определенную плоскую форму мазка, поэтому они удобны для изображения травы, земли, листьев, архитектурных деталей и всего того, что требует точных очертаний.
По виду волоса кисти разделяются на щетинные, песчаниковые, барсуковые, медвежьи, колонковые, беличьи, ушные (коровьи), по назначению - на художественные, школьные, отводные (шлиппера) и флейцы.
- Щетинные кисти - наиболее жесткие, изготавливаются из свиной щетины (хребтовой или полухребтовой - для крупных, боковой или низа - преимущественно для мелких кистей). По форме щетинные кисти выпускаются круглые и плоские. Применяются в основном для работы масляными красками, реже - для темперы и гуаши. Кисти с длинным выпуском щетины применяются в стенописи, иногда и для писания больших акварельных полотен. Щетинные кисти больших номеров применяются для тонирования грунтов.
- Кисти песчаниковые изготавливаются из обработанного волоса хвоста песчаника. По форме выпускаются только плоские с удлиненной или укороченной волосяной частью. Волос очень мягкий, малоэластичный. Применяется в основном для работы темперой, гуашью и акварелью, при работе масляными красками, для лессировок, лаковых покрытий, для нанесения тонкого живописного слоя и т.д.
- Кисти барсуковые изготавливаются из обработанного волоса хвоста барсука. По форме выпускаются только плоские. По свойствам несколько жестче кистей из волоса песчаника. Применяются в масляной живописи.
- Кисти медвежьи изготавливаются из обработанного волоса белого медведя. По форме выпускаются только плоские с удлиненным или укороченным волосяным пучком. Эти кисти отличаются меньшей жесткостью, но большей эластичностью по сравнению со щетинными, они обладают высокой упругостью и мягкостью. Применяются для работы масляными красками, а также темперой, гуашью и акварелью.
- Кисти колонковые изготавливаются из обработанного волоса хвоста колонка. По форме бывают круглые и плоские, с удлиненной или укороченной волосяной частью. Эти кисти отличаются исключительной упругостью и эластичностью при удовлетворительной мягкости Они применяются во всех видах живописи и совершенно незаменимы в работе гуашью и акварелью тогда, когда от кисти требуется большая упругость. В масляной живописи, главным образом при выполнении мелких деталей, в стенописи для проведения длинных контурных линий применяются круглые кисти, для нанесения тонких живописных слоев - плоские. Колонковые кисти удобны для лессировки по сырому.
- Кисти беличьи изготавливаются из обработанного волоса хвоста белки. По форме выпускаются только круглые. Беличьи кисти отличаются большой мягкостью и эластичностью и применяются главным образом в акварельной живописи по бумаге, в живописи по фарфору и т.д. Практическое применение кистей различной жесткости, плоских или круглых зависит от индивидуальных требований того или иного мастера, от того, в какой технике он решает те или иные живописные задачи.
- К группе так называемых школьных кистей, которые изготавливаются обычно из волоса белки, лисы, медведя, колонка, относятся кисти девяти номеров: 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18.
- Кисти отводные (шлиппера) изготавливаются из волоса колонка, белки и др. Эти кисти отличаются сильно удлиненной волосяной частью: Применяются главным образом для нанесения и крепления контуров рисунка при стенописи.
- Кисти-флейцы изготавливаются из хребтовой щетины, из волоса барсука или белки. Это плоские кисти в виде лопаточки с короткой ручкой. Применяются для нанесения грунта, тонирования грунта, покрытия лаком масляной и темперной живописи, а также флейцевания в процессе живописи.
Уход за кистями.
Если кисти в работе ежедневно, то по окончании дня можно их слегка обмывать в каком-нибудь не сохнущем масле (например, сезамном или сурепном) и потом, обмокнув их в чистое масло, положить до следующего дня. На другой день, выжав тряпкой масло, обмокнуть в высыхающее масло (например, маковое) и еще раз выжать, а затем уже брать ею краски с палитры. Подобным же образом, если требуется очистить кисть во время работы, надо ее слегка вымыть в маковом масле и обтереть. Если работа прекращается на несколько дней и далее, то кисть надо сперва вымыть в каком-либо масле, потом в керосине, затем в мыльной теплой воде и в чистой воде. Флейцы не надо мыть в масле, а только в мыльной воде и затем в чистой. Акварельные кисти надо мыть в нескольких водах, в особенности после некоторых красок, которые упорно держатся в корнях волосков, затем кисти надо дать правильную форму и положить ее высохнуть. Хорошо сохраняемая кисть служит очень долго. Запасные кисти следует хранить в сухом месте пересыпанными нафталином, обработанными специальной жидкостью от моли или покрытыми крахмальным клейстером.
Кисти художественные из волоса пони.
|
Набор кистей колонковых "Живопись".
|
Кисть малярная.
|
|