Холст
1) В искусстве - материал для масляной, реже для клеевой, темперной и других видов живописи; ткань, на которой пишут картины — для этого холст натягивают на подрамник, иногда наклеивают на дерево или на картон и грунтуют.
Основа для живописи — это любой физически существующий материал или поверхность, на которую наносятся краски: металл, дерево, ткань, бумага, кирпич, камень, пластик, веленевая бумага (тонкий пергамент, восковка, калька), пергамент, штукатурка, стекло. Однако лишь немногие из них представляют собой традиционные основы для масляной живописи. Делятся они на две группы: эластичные (гибкие) основы, к которым относятся холст и бумага, и жёсткие, объединяющие дерево, листовой фиброкартон, древесноволокнистую плиту, холст на картоне (доске) и металл.
Наиболее популярной и широко используемой основой является холст. Однако статус холста как стандартной основы для живописи относительно молод. Древние художники предпочитали работать в энкаустике на деревянных основах, а в средние века эта практика дала толчок развитию и использованию яичной темперы на досках — первичной и важнейшей формы станковой живописи того времени.
В ХV в. на начальных стадиях эволюции живопись маслом существовала как способ доработки или — завершающей стадии темперной технологии: основное внимание было по-прежнему сконцентрировано на небольших вещах с тщательной деталировкой. Такие картины фламандские художники, например, предпочитали писать маслом на грунтованных деревянных досках.
В тот период наиболее популярным материалом было дерево — дуб или берёза в Северной Европе, тополь — в Италии. Металл, главным образом медь (второй по популярности материал), использовался реже. Живопись на досках, как правило, предназначалась для коллекционеров или в качестве фрагментов декора культовой архитектуры, поэтому картины были небольшими.
В настоящее время многие художники работают на эластичных основах. Тем не менее, живопись на досках имеет своих приверженцев, и этот выбор представляет уникальные эстетические возможности.
Древнегреческий историк Геродот отмечал, что «фракийцы (жители Восточных Балкан) изготовляют из конопли даже одежды, настолько похожие на льняные, что человек, не особенно хорошо разбирающийся, даже не отличит — льняные ли они или из конопли». Вплоть до ХХ в. конопляные холсты изготовлялись также и в России. В настоящее время их производство осваивается западноевропейскими текстильщиками. В прошлом из пеньки получали более тонкую пряжу, из которой можно было ткать постельный и бельевой холст.
В странах Западной Европы холст стал употребляться для живописи с начала XVI в., а в России — со второй половины XVII в. Холст может быть натянут на деревянный подрамник или наклеен на картон.
В древнерусском искусстве есть примеры использования холста в качестве основы для небольших, чаще двухсторонних, икон — так называемые «полотенца». В XX в. их принято называть «таблетками». Основа для таблетки обычно состоит из двух склеенных между собой кусочков холста (иногда между ними имеется слой бумаги). Затем склеенный холст покрывался с двух сторон толстым слоем левкаса. Хлопчатобумажный холст (проклеенный и загрунтованный) превосходная основа для серьезной живописи маслом. Если вы хотите использовать хлопок в качестве основы для живописи, приобретайте его в художественных салонах, а не в магазинах тканей.
2) Узкая (40-60 см.) сравнительно грубая домотканая ткань, вырабатываемая полотняным переплетением нитей из льняной пряжи. Холстами называются также узкие (45-50 см.) льняные и полульняные полотенечные ткани полотняного и мелкоузорчатого переплетения, изготовляемые промышленностью.
3) Полуфабрикат в прядильном производстве, а также при изготовлении нетканых и валяльно-войлочных изделий.
Цветы. С. Бугорков. Холст, масло. 2001 г.
|
На берегу. А. Куренной. Холст, масло. 1993 г.
|
Натюрморт с малиной. М. Азаркина. Холст.
|