Мозаика
(по-французски mosaique, от итальянского mosaico или от латинского musivum — буквально — посвященное музам)
Разновидность монументальной живописи, а также техника монументальной декорации, в которой изображение составляется из мелких кубиков мрамора, гальки, эмали, керамической плитки, смальты (разноцветных кусочков стеклянных сплавов), дерева, разноцветных камней разных пород и т.д. на сглаженной загрунтованной поверхности пола, стен или потолка. Применяется в основном для украшения зданий. Известна еще со времён эпохи античности.
Обнаруженные во время раскопок в шумерском городе эль-Убейд (Междуречье) фрагменты красных и черных глиняных конусов в форме гвоздя свидетельствуют о том, что техника настенной мозаики была известна уже в 3500 г. до н.э. Небольшая плакетка, называемая "Штандарт войны" (около 2600 г. до н.э., из города Ура в Междуречье, ныне в Британском музее в Лондоне) украшена плоским рельефом, выложенным из лазурита и розового песчаника, тоже принадлежит шумерскому искусству. В Древнем Египте при раскопках гробницы фараона Тутанхамона был найден трон, украшенный мозаикой из драгоценных камней. Египтяне применяли стеклянную мозаику в ювелирных изделиях. Следы мозаик обнаружены в раскопках городов минойской культуры на Крите и микенской на территории материковой Греции (около 2000-1400 г. до н.э.). Также в разных частях Греции при раскопках находят напольные мозаики, выложенные черной и белой галькой, некоторые из которых датируются концом 5 в. до н.э.
В эллинистический и римский периоды напольные мозаики, набранные из разноцветных мраморных кубиков на светлом фоне, создавались по всему Средиземноморью. В раннехристианскую эпоху мозаика стала использоваться для украшения не только полов, но и стен и сводов. В Северной Африке и языческие, и христианские надгробия нередко украшались мозаикой. Высочайшим расцветом мозаического искусства можно считать эпоху Византийской империи. В Византии в 5-15 в. было создано множество прекрасных настенных мозаик, кубики которых изготавливались из смальты, перламутра и других драгоценных материалов. Фоны выкладывались золотой смальтой, сделанной из прозрачной стеклянной массы, наплавленной на тонкий лист золота. Техника мозаики продолжает использоваться и в настоящее время.
Метод изготовления мозаики в древней Греции и Риме состоял из ряда процессов. Сначала землю утрамбовывали, чтобы образовалась ровная поверхность. На нее укладывали основание из камня, сухой гальки и извести толщиной 15-23 см. На образовавшийся слой наносили другой, 10-15 см. толщины, составленный из извести и битого кирпича, смешанных с водой.
По еще мягкой поверхности наносился предварительный рисунок, а затем клали кубики или гальку гладкой стороной кверху. Поверх мозаику заливали жидким закрепляющим цементом, щели и трещины промазывали кистью. Когда все застывало, поверхность полировали. Другого типа мозаика полов, называемая opus sectile, а позднее opus alexandrinum, составлялась из крупных осколков мрамора или других разноцветных камней. Современные узорные полы создаются подобным образом.
На стенах дворцов и мечетей Ближнего Востока также сохранились мозаики из цветных керамических плиток и камней. В Европе сохранились великолепные мозаики во многих церквях и храмах. Они до сих пор не потеряли яркости и блеска и поражают зрителей своей красотой.
Существует два типа мозаичных произведений: составленные из малых кубиков смальты или камня (восходящая к античности техника так называемой римской мозаики) и получаемые из тонких пластов разноцветных мраморов и яшм, вырезанных и составленных по контурам изображения (так называемая флорентийская мозаика). Сходный с последней, способ изготовления мозаичного набора из различных пород дерева называется инкрустацией (интарсией).
Искусство классической смальтовой мозаики знает два способа изготовления: «прямой набор», когда из кусочков смальты или камня изображение выкладывается непосредственно на архитектурных поверхностях и закрепляется в незатвердевшем штукатурном слое; «обратный набор», когда мозаика выкладывается по кальке будущей картины лицом вниз, и после закрепления тыльной стороны мозаичного набора его лицевая поверхность окончательно обрабатывается, иногда шлифуется и покрывается воском. «Обратным набором» были выполнены мозаичные картины во 2-ой половине 19 в. для Исаакиевского собора в Петербурге, точно повторявшие живописные оригиналы.
В России мозаика применялась для украшения храмов издавна, известна еще со времен Киевской Руси (Софийский собор, Михайловский златоверхий монастырь в Киеве), однако она не получает широкого распространения из-за дороговизны импортируемого из Константинополя материала (в Византии на вывоз смальты была объявлена государственная монополия). В 18 в. М.В. Ломоносов с учениками возродил искусство мозаики и создал ряд мозаичных картин. Он создал первую лабораторию, в которой проводились опыты по созданию цветной смальты. Позднее Ломоносов создал и фабрику цветного стекла и мозаичную мастерскую в Петербурге. С середины 18 в. появилась т.н. русская мозаика: набор из пластинок камня одной породы: малахита, яшмы, лазурита и других самоцветов на поверхности столешниц, колонн, ваз, шкатулок, имитирующий изделие, высеченное из цельного камня.
В 20 в. в технике мозаики работали Антонио Гауди (Испания), Фернан Леже (Франция), Диего Ривера (Мексика), Ханс Эрни (Швейцария). В России мозаика применялась для украшения станций метрополитена и общественных зданий (А.А. Дейнека, П.Д. Корин, И.М. Рабинович, Б.А. Тальберг и другие).
Деревянная мозаика.
|
Художественная мозаика из стекла.
|
Мозаика из в церкви Сан-Витале в Равенне. 6 век.
|