Бамбоччато
(от итальянского bambocciata - ребячество)
Этим именем называют художников XVII в., работавших в Риме и писавших картины на темы уличной жизни города. Само слово бамбоччато происходит от прозвища Бамбоччо (по-итальянски bamboccio - малыш-пузан, пузырь), данного голландскому художнику Питеру ван Лару (ок. 1592-1642 г.) за его физическое уродство (на его автопортрете, Флоренция, Уффици, изображен карлик за мольбертом). В Риме, где, казалось бы, безраздельно господствовало искусство барокко, Лаар создал новый, пользовавшийся успехом жанр живописи — тип небольших картин, изображавших непритязательные уличные сценки, быт бедноты на фоне городского и сельского пейзажа: крестьяне играют в народную игру, нищие собрались близ римской церкви, крестьянка уснула во время работы, разбойники напали на обоз, охотники расположились на привале (Нападение разбойников, Привал охотников).
Иногда архитектурные мотивы составляют боковые кулисы, в освещении сохраняются идущие от традиции караваджизма светотеневые контрасты, подчеркивающие объемность фигур. Наблюдательно и с ч увством юмора переданы бытовые детали, теплая, темно-золотистая гамма красок оживлена красными и синими тонами одежд. Исполненные профессионально и занимательно жанровые сценки, принадлежавшие в основном приезжим голландским живописцам, которые группировались вокруг Питера ван Лаара, назывались "бамбочанти".
Этот маргинальный жанр, порывающий с традицией официального высокого искусства (на мифологическую или религиозную тематику), распространившегося по всей Европе, вскоре был подхвачен многими итальянцами, а также иностранными художниками, жившими или приезжавшими в Рим: Ян Миль, Лингельбах, Хельмбрекер, Чер-куоцци, которые работали почти исключительно в уличном жанре, а позже и Карел Дюжарден, Бурдон, Тассель и Свертс, каждый из которых внес в программу ван Лара свои личные и неповторимые оттенки.
В начале 1630-х влияние ван Лара испытал и Клод Лоррен. В уличных жанрах, написанных, как правило, на небольших дощечках, анекдотичное соперничает с живописным, однако художники никогда не впадают в карикатурность. Напротив, и в этом порой сказывается отличие от произведений голландского жанра, жизнь маленьких людей в Риме (уличных разносчиков, попрошаек, ремесленников, торговцев и просто зевак) изображена с подлинным состраданием к драмам уличной жизни, с трогательной чуткостью к повседневным сценам («Смерть осла» Чер-куоцци, Рим). В этом художники бамбоччанти предвосхищают искусство Веласкеса, Ленена, Черути и даже Мане.
Пейзаж с ироками в морру.
|
Питер ван Лаар Автопортрет.
|
Продавец пирожных. Питер ван Лаар. Холст, масло. Национальная галерея, Рим.
|