Бакст Лев Самуилович
(1866-1924 г.)
Российский живописец, график, театральный художник. Член "Мира искусства". С 1909 г. жил главным образом в Париже. Как декоратор Русских сезонов стилизовал античные и восточные мотивы, создавая утонченно-декоративное фантастическое зрелище.
Чтобы поступить вольнослушателем в Академию Художеств, Л.С. Баксту пришлось преодолеть сопротивление отца, мелкого коммерсанта. Проучился он четыре года (1883-1887 г.), но разочаровался в академической подготовке и покинул учебное заведение. Начал заниматься живописью самостоятельно, изучал технику акварели, зарабатывая на жизнь иллюстрированием детских книг и журналов.
В 1889 г. художник впервые экспонировал свои работы, приняв псевдоним - сокращенную фамилию бабушки по материнской линии (Бакстер). 1893-1899 г. он провел в Париже, часто наезжая в Петербург, и упорно работал в поисках собственного стиля. Сблизившись с А.Н. Бенуа, К.А. Сомовым и С.П. Дягилевым, Бакст стал одним из инициаторов создания объединения "Мир искусства" (1898 г.). Известность Баксту принесли его графические работы для журнала "Мир искусства". Он продолжал заниматься и станковым искусством - исполнил отличные графические портреты И.И. Левитана, Ф.А. Малявина (1899 г.), А. Белого (1905 г.) и 3.Н. Гиппиус (1906 г.) и живописные портреты В.В. Розанова (1901 г.), С.П. Дягилева с няней (1906 г.).
Яростные споры критиков вызвала его картина "Ужин" (1902 г.), ставшая своеобразным манифестом стиля модерн в русском искусстве. Позднее сильное впечатление на зрителей произвела его картина "Древний ужас" (1906-1908 г.), в которой воплощена символистская идея неотвратимости судьбы.
В годы первой русской революции Бакст сотрудничал в сатирическом журнале "Жупел", потом в журналах "Сатирикон", "Золотое руно", "Аполлон", успешно занимался книжной графикой и декоративным искусством (оформлял интерьеры, выставки). Но уже к концу 1900-х годов ограничил себя работой в театре, изредка делая исключения для графических портретов близких ему людей, и вошел в историю именно как выдающийся театральный художник эпохи модерна.
Дебютировал в театре он еще в 1902 году, оформив пантомиму "Сердце маркизы". Затем был поставлен балет "Фея кукол" (1903 г.), имевший успех главным образом благодаря его декорациям. Оформил еще несколько спектаклей, делал отдельные костюмы для артистов, в частности для А.П. Павловой в знаменитом "Лебеде" М.М. Фокина (1907 г.). Но по-настоящему талант Бакста развернулся в балетных спектаклях "Русских сезонов", а затем "Русского балета С.П. Дягилева". "Клеопатра" (1909 г.), "Шехерезада" и "Карнавал" (1910 г.), "Видение розы" и "Нарцисс" (1911 г.), "Синий бог", "Дафнис и Хлоя" и "Послеполуденный отдых фавна" (1912 г.), "Игры" (1913 г.) поражали пресыщенную западную публику декоративной фантазией, богатством и силой цвета, а разработанные Бакстом оформительские приемы положили начало новой эпохе в балетной сценографии.
Имя Бакста, ведущего художника "Русских сезонов", гремело наряду с именами лучших исполнителей и знаменитых балетмейстеров. На него сыпались интересные заказы и от других театров. Все эти годы Бакст жил в Европе, лишь изредка возвращаясь на родину. Это было связано не только с необходимостью постоянно находиться при балетной труппе, но и с тем обстоятельством, что он, как еврей, не имевший так называемого права на жительство, не мог оставаться надолго в Петербурге. Правда, в 1914 г. он был избран членом АХ и получил такое право, но Первая мировая война окончательно отрезала его от родины. Он продолжал сотрудничать с дягилевской труппой, однако между ним и С.П. Дягилевым постепенно нарастали противоречия, и в 1918 г. Бакст покинул труппу. Он трудился неустанно, но уже не сумел создать ничего принципиально нового. Смерть от отека легких настигла Бакста в пору его славы, правда начинающей увядать, но все еще блистательной.
Молодой беотиец. Акварель, карандаш. 1911 г.
|
Элизиум. Декоративное панно. Акварель, гуашь. 1906 г.
|
Две беотийки. Акварель, гуашь. 1911 г.
|