Утвердители нового искусства
(УНОВИС)
Объединение учеников Казимира Севериновича Малевича (11.02.1878 г. — 15.05.1935 г.), образовавшееся в конце 1919—1920 г. Утвердители нового искусства представляли собой ранний пример арт-группировки нового типа. Возникла эта группировка после того, как ректор новосозданной Народной художественной школы (позднее — Свободных художественных мастерских и, наконец, Витебского художественно-практического института) В.М. Ермолаева пригласила в 1919 г. Малевича для руководства живописной мастерской.
Создатель супрематизма сплотил вокруг себя группу учеников (Л.М. Лисицкий, Е.М. Магарил, Н.М. Суетин, Л.М. Хидекель, И.Г. Чашник и т.д.), в число которых вошла и сама Ермолаева.
Эта организация вошла в историю искусства как школа Малевича, как партия Малевича, со своим Уставом, программой, задачами и целями, органами управления. УНОВИС стал творческим, учебным, практическим, теоретическим и даже философским центром. Его систему складывали — агитационный, литературный, живописный, архитектурный, строительно-технический факультеты-отделы; абстрактная кубофутуристическая, графическая, декоративная мастерские.
Члены УНОВИСа, сподвижники Малевича и совсем ещё юные его ученики создавали проекты рекламы, вывесок, набивок тканей, обоев, проектировали посуду, работали в архитектуре и скульптуре. Они устраивали выставки-обсуждения работ преподавателей и учеников, философские диспуты, активно участвовали в оформлении города к революционным праздникам. А сам Малевич читал лекции и писал. В это время он создал два своих главных теоретико-философских труда. Казимир Малевич творил космос. Он сам себя называл Председателем Пространства. Действительно, художник чувствовал пространство с его глубинами, он прозревал мир в его единстве. И это единство он смог зафиксировать, найдя нужную изобразительную формулу.
Витебский период Казимира Малевича считается одним из самых плодотворных в его творчестве и занимает особое место в истории авангарда. Всего три года, но какие! До сих пор это время исследуется, о нем пишут и пытаются отыскать в Витебском областном архиве ещё неизвестные документы о Малевиче и его сподвижниках. Академик Дмитрий Сарабьянов, известный в мире исследователь русского авангарда, при входе в знаменитый дом на улице Правды — дом 5 потрогал стены, поклонился входной двери с восклицанием: "Так вот, значит, откуда всё и начиналось!"
В 1920 г. открылся филиал УНОВИСа в Смоленске (под руководством польских художников, супругов В. Стржеминского и Е. Кобро), а также филиалы в Москве, Перми, Саратове и некоторых других городах. Но уже достаточно быстро, в связи с реорганизацией Наркомпроса и его анти-авангардным сдвигом "вправо", условия работы резко ухудшились.
После переезда в 1922 г. Малевича с группой учеников в Петроград, деятельность УНОВИСа продолжилась на базе организованного Малевичем Государственного института художественной культуры (ГИНХУКа) (1923 — 1926 г.).
Её сравнительно кратковременная деятельность стала, однако, этапной вехой истории мирового авангарда, породив целый ряд радикальных преобразований традиционного художественного языка.
В 1926 г. ГИНХУК был закрыт, одновременно прекратилась и деятельность объединения.
Именно Малевич изменил представления об искусстве в ХХ в. Он вывел его за художественные границы и возвел в ранг философии.
Сборник "Малевич. Классический авангард. Витебск. 4" составили статьи учёных из России, Украины, США, Франции, исследования витебских искусствоведов. Книжка вышла под эгидой Витебского областного краеведческого музея, а помог ее издать American Council of Learned Societies.
Малевича всегда воспринимали как художника будущего. Таковым он остаётся и сегодня.
К.С. Малевич (в центре) со своими учениками.
|
Чёрный супрематический квадрат. К.С. Малевич. 1913 г.
|
На даче. К.С. Малевич.
|