Уголь
(от санскрита agnis — огонь)
Материал для рисования из высушенных очищенных от коры и обожженных специальным способом тонких веток или обструганных палочек различных пород деревьев (ива, орех, мирта используются в Греции, а слива, липа, берёза и розмарин — в Италии). Углём рисуют на разных основах — бумаге, картоне, холсте, оргалите и других материалах. Его применяют также в сочетании с пастелью, сангиной, ретушью, мелом, акварелью, соусом.
Техника рисования углем значительно отличается от техники рисования обычным графитным карандашом. Уголь не рекомендуется для работ, требующих тонкой проработки деталей, но он идеально подходит для создания самостоятельных рисунков и подготовительных набросков. Рисовальный уголь затачивается лишь с одной стороны под углом 45°, что даёт возможность проводить тонкие и толстые линии.
Рисунки углём отличаются бархатистостью штриха, он хорошо передает фактуру и обладает большими живописными возможностями в плане передачи света и тени. Им можно нарисовать и пейзаж, и натюрморт, и портрет. Рисунки углём легко исправимы, поэтому он незаменим в учебных целях. Его можно стереть мягким ластиком или смахнуть тряпочкой. Для ослабления тона применяют растушки, жёсткие кисти. При работе углём пользуются резинкой — "клячкой", прокатывая ее по бумаге. Втирать уголь в бумагу нельзя. Для работы углём следует пользоваться шероховатой бумагой (голубой или серой), лучше удерживающей уголь. Но он слабо держится на поверхности всякого материала, и потому углевой рисунок нуждается в искусственном закреплении, которое требует известной опытности и умения. Закрепляющими средствами являются спиртовые и водяные фиксативы. Спиртовыми закрепителями уголь фиксируется легко, но они заставляют темнеть бумагу, от действия же водяных фиксативов почти не остается следов на бумаге, но они требуют от фиксирующего терпеливой работы. Если нет закрепителя, можно использовать обыкновенный лак для волос в аэрозольном баллончике. После высыхания на поверхности рисунка образуется тонкая пленка, прочно удерживающая уголь на бумаге.
Уголь был известен еще древним грекам, которые из обугленных веток ивы, винограда и ореха получали материал, похожий на тот, которым художники пользуются в наши дни. Начиная с XV в., уголь служил для эскизов, им набрасывались основные линии фресок или картин. Впервые фиксировать уголь стали в венецианских мастерских в XVI в., так называемый масляный уголь — угольные палочки, пропитанные льняным маслом. Рисунки, выполненные этим способом, более прочны, не так легко стираются, но на них нередко проступают желтоватые масляные пятна.
В XIX в. получил распространение прессованный уголь — это твёрдый уголь, изготовленный из спрессованного угольного порошка, скреплённого растительным клеем. Этот сорт угля с помощью прессования получает форму карандашей (без деревянной оправы). Прессованный уголь даёт более глубокий чёрный цвет, нежели натуральный.
На сегодняшний день уголь продаётся в виде палочек длиной 13—15 см. и диаметром 5—15 мм. Существует три вида угля: мягкий, средний и твердый. В продаже можно найти угольный карандаш, который тоже бывает разной степени твёрдости, а также прессованный уголь. Преимуществом натурального угольного карандаша является то, что с его помощью получаются плотные густые линии с глубоким чёрным теплым цветом. Рисунок хорошо растушевывается от чёрного до светло-серого цвета.
Натюрморт с тыквой. Бумага. Рисунок углём. 2008 г.
|
Кошка. Рисунок углём.
|
Угольные карандаши.
|