A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Нанга


(Южная школа живописи)

Йоса Бусон Живопись южной школы, или бундзинга (живопись образованных людей) — школа японской живописи тушью, направление в японской живописи, сформировавшееся в XVIII в. под влиянием китайской Южной школы «Вэньжэньхуа» (картины культурных людей).

Ее адепты в Китае противопоставляли себя художникам Академии, проповедуя дилетантизм в искусстве, который, по их мнению, был условием свободы творчества и личной свободы. Художниками этого направления по-новому осмыслены цели и задачи искусства, осознана ценность личности художника, что нашло отражение в формировании образа жизни художника, или «знаменитости», «интеллектуала», как часто называли адептов Южной школы.

Художниками этой школы являлись ученые-конфуцианцы. Их творчество отличалось широким диапазоном тем и приемов. Они привнесли в живопись поэтическую непосредственность, оригинальность видения и трактовки пейзажей. В основном они писали тушью монохромные картины в китайском стиле и обычно дополняли их китайскими стихами, написанными каллиграфически.

Рождение китайской Южной школы в Японии связано с приездом китайских художников в Нагасаки (около 1720 г.) Творчество первых адептов этой школы - Гиона Нанкая (1676-1751 г.), Сакаки Хуакуссэна (1679-1752 г.) Янагисава Киена (1704-1758 г.) - отмечено стремлением к подражанию, а нередко и имитированию китайских образцов. 

Во второй половине XVIII в. происходит усвоение идей китайской Южной школы, их творческая переработка, появляются оригинальные художники - последователи Нанга, такие, как Икэно Тайга и Ёса Бусон. Примечательно, что оба художника относятся к киотской интеллектуальной элите (Бусон переселился в Киото в 1751 г.), к группе Хигасияма, куда входили художники и ученые. Это объединение возникло не на основе общности социального положения, а на взаимном интересе к китайской философии и культуре. Киото, с его вековыми культурными традициями, был благоприятной средой для дальнейшего развития Южной школы.

Нанга (Икэ но Тайга)Следующий этап развития школы Нанга - распространение ее по всей Японии. Популяризации идей Южной школы в немалой степени способствовали ученики Икэно Тайга, среди которых следует выделить Кенкадё, который обучался у него с 12 лет, но получил известность не как живописец, а как покровитель искусства и коллекционер. Именно его обширная коллекция привлекала посетителей из всех уголков страны и играла большую роль в распространении влияния живописи «дилетантов».

Среди других учеников Тайга, развивавших идеи и стиль Южной школы - священник Икэно Канрё (1753-1830 г.), Куваяма Гёкусю (1746-1799 г.), один из наиболее талантливых последователей, а также теоретик и живописец Норо Кайзеки (1747-1828 г.)

На протяжении XVIII - первой половины XIX в. приверженцы школы Нанга появились в восьми регионах страны. Наиболее яркими из них японские специалисты считают Куширо Унсэн (1759-1811 г.), Тодоки Байгай (1749-1804 г.), Хиросэ Тайсан (1751-1813 г.), Таномуро Чикудэн (1777-1835 г.), Накабаяси Чикудё (1776-1853 г.) и других. Путешествия адептов Нанга по всей Японии способствовали дальнейшему распространению эстетической доктрины Южной школы. Вместе с тем канонизация манеры, которая наблюдалась в творчестве Норо Кайзеки и воспринималась последующими мастерами, часто оборачивается эффектом завершенности литературы живописными излишествами софистики.

Гора (Икэ но Тайга)Сознание собственного интеллектуального превосходства не позволяло художникам этого направления «снизойти» до проблем повседневности. Отсюда известный консерватизм школы, обусловленный постоянством сюжетно-тематического репертуара, который ограничивается, как правило, пейзажем и допускает поиск средств художественной выразительности только в этих рамках. Последними наиболее яркими живописцами этого направления в эпоху Токугава были Урагами Гёкудо (1745-1820 г.) и Аоки Мокубэй (1767-1833 г.)

Период Эдо (Edo).

Многие ученые, изучающие историю изобразительного искусства, считают период Эдо продолжением периода Азучи-Момояма. Конечно же, в начале периода Эдо многие из предыдущих тенденций живописи оставались популярными; однако, появились и новые тенденции.

Одна из таких тенденций периода Эдо - подъем жанра Бунджинга (Bunjinga - иллюстрации к литературным произведениям), также известного как школа Нанга (Nanga - Южная школа живописи). Сначала этот жанр был имитацией работ китайских художников-любителей времен династии Юань, чьи работы и техники пришли в Японию в середине XVIII века. Позднее, художники, работающие в стиле бунджинга, видоизменили как техники, так и сюжеты этого жанра, создав смесь японского и китайского стилей. В этом стиле работали такие художники, как Ике но Таига (Ike no Taiga), Урагами Гиокудо (Uragami Gyokudo), Йоса Бусон (Yosa Buson), Таномура Чикуден (Tanomura Chikuden), Тани Бунчо (Tani Buncho) и Ямамото Баитсу (Yamamoto Baiitsu).

Из-за строгой финансовой и социальной политики сёгуната Токогава дорогие произведения этих жанров и стилей были лимитированы для высших слоев общества и недоступны, даже запрещены для низших классов. Простолюдины разработали альтернативный вид живописи - фузокуга (fuzokuga), в котором изображались сцены простой, повседневной жизни обычных людей. Популярными были изображения театра кабуки, проституток и пейзажи. В XVI веке эти картины положили начало развитию гравюр на дереве для оттиска, или укиёи (ukiyoe), которые в середине и в конце периода Эдо были основными носителями письменной информации.

Известные японские художники периода Эдо:

  • Тауарайя Сотатсу (Tawaraya S?tatsu, 1643 г.)
  • Огата Корин (Ogata Korin, 1658-1716 г.)
  • Маруяма Окио (Maruyama Okyo, 1733-1795 г.)
  • Матсумура Гошун (Matsumura Goshun, 1752-1811 г.)
  • Ито Якучу (Ito Jakuchu, 1716-1800 г.)
  • Джион Нинкий (Gion Nankai, 1677-1751 г.)
  • Сакаки Хьякусен (Sakaki Hyakusen, 1697-1752 г.)
  • Янагисава Киен (Yanagisawa Kien, 1704-1758 г.)
  • Ике но Тайга (Ike no Taiga, 1723-1776 г.)
  • Йоса Бусон (Yosa Buson, 1716-1783 г.)
  • Урагами Гиукудо (Uragami Gyokudo, 1745-1820 г.)
  • Окада Бейсанджин (Okada Beisanjin, 1744-1820 г.)
  • Катсушика Хокусай (Katsushika Hokusai, 1760-1849 г.)
  • Тани Бунчо (Tani Buncho, 1763-1840 г.)
  • Таномура Чикуден (Tanomura Chikuden, 1777-1835 г.)
  • Ямамото Баитсу (Yamamoto Baiitsu, 1783-1856 г.)
  • Ватанабе Казан (Watanabe Kazan, 1793-1841 г.)
  • Шибата Зешин (Shibata Zeshin, 1807-1891 г.)
  • Томиока Тессаи (Tomioka Tessai, 1836-1924 г.)

Весенний пейзаж во время солнца и дождя (Йоса Бусон)
Весенний пейзаж во время
солнца и дождя.
Йоса Бусон.

Рыбная ловля весной
Рыбная
ловля
весной.
Икэ но Тайга.

Рыбная ловля (Икэ но Тайга)
Рыбная ловля.
Икэ но Тайга.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я


Главная > Другое > Словарь
Поиск на сайте   |  Карта сайта