Париж. 28 августа 1957 г.


Милые и дорогие Кукрыниксы
(Но, может быть, правильнее сказать: милая и дорогая Кукрыникса?)

Бесконечно благодарю Вас за присланные чудесно изданные и так “аппетитно” переплетенные каталоги. Какая роскошь! Какой пиетет к творчеству больших художников прошлого! До чего все это культурно в лучшем понимании слова. И вот в ответ на это должен с печалью признаться, что остаюсь в неведении относительно нескольких из тех вопросов, которые Вы мне предложили.

Сразу перехожу к ним.

a) Относительно смерти барона Рауша ничего не удалось узнать. Известно, что он умер и только. Еще не так давно (года два-три) знакомые люди случайно встречали его вдову, но с тех пор и она как-то канула в суете парижской жизни..

b) Относительно кончины Ф. А. Малявина люди более молодые (и энергичные) обещали мне поискать, однако прошел месяц и, видимо, они ничего не нашли. Если найдется что-либо, то сообщу. (Найден на днях год кончины Филиппа Андреевича: 1940, в Ницце. Дочь его погибла трагично, зажигая спиртовки.1.)

c) Вы были правы, считая за год кончины Александра Евг. Яковлева 1938. Он скончался 12 мая этого года. По этому примеру можно судить, до какой степени шатки мои сведения о явлениях, даже произошедших если не на моих глазах, то все же близко меня касающихся. С “Сашей Яшей”, несмотря на разницу в годах, я дружил и очень ценю его исключительное мастерство, сознавая в то же время, что его искусству присуща известная “сухость души”. Он имел громкий успех со своими выставками, последовавшими после двух экспедиций Ситроена: La croisiere Noire (по Африке) и La croisiere Jaune2 (по Азии). Тем не менее его творчество не задержало надолго внимание художественных кругов tout Paris3. Уж очень последние поглощены всякой модной абракадаброй.

d) Про Юрия Репина мне известно лишь то, что он последние свои годы жил в Гельсингфорсе в доме Армии спасения, там же и умер.

e) Константин Коровин скончался в Париже 11 сентября 1939 года. На него убийственно подействовали военные события и особенно ужас перед воздушными налетами. Сын его был художником, но жизнь для него сложилась плачевно, и он покончил с собой. Я постараюсь получить какие-либо дополнительные сведения об обоих и что сталось с их наследством.

f) О Бакаловиче — ничего. Быть может, следовало бы обратиться за сведениями в римскую советскую миссию или написать в Варшавский музей (или Краков).

g) О дате кончины А. А. Харламова мне обещали навести справки.

h) H. Д. Кузнецов как будто действительно жил в Белграде, где и скончался около 1930 года. Его дочь известная певица Мария Н. Кузнецова — в первом браке была за моим племянником Альбертом Альбертовичем Бенуа, во втором за фабрикантом Богдановым, в третьем за племянником знаменитого композитора Массне. Ныне она продолжает жить и здравствовать в Париже. Надеюсь через общих знакомых (сейчас все еще в разъезде) получить более толковые сведения...

i) Имя Э. Я. Шанкс для меня мертвый звук. А впрочем, не она ли писала сцены из детской жизни? Ничего не знаю о Ел. Н. Вильямс.

j) Б. И. Анисфельд переселился лет тридцать назад в Чикаго и занимается там преподаванием в местном художественном училище. По некоторым сведениям, он вел крайне уединенный образ жизни.

k) A. H. Карийская (ученица Левитана?), по нашим сведениям, жила в Вологде. Возможно, что она и сейчас там.

1) Н. Д. Милиоти по-прежнему живет в Париже (3. Place de la Sorbonne) и продолжает, несмотря на всякие хвори, с успехом работать. Главным образом портреты.

m) О портрете М. Я. Львовой мне известно лишь то, что он оставался в собственности ее сына; один мой приятель обещал навести дополнительные справки. А когда в точности состоится выставка Серова?

С большим интересом ожидаем обещанную двухтомную монографию Серова, составленную И. Э. Грабарем.

n) Из произведений Репина за эти годы мне запомнился гостивший у одного знакомого только нарядный портрет дамы, но и он, кажется, продан в Америку. Покойный В. Ф. Зеелер обладал прелестной маленькой записной книжкой Репина (с карандашными рисунками) начала 1870-х годов и несколькими отдельными рисунками. Было бы в высшей степени желательно все это фотографировать.

о) Наконец относительно присланных Вами фотографий со скульптуры Паоло Трубецкого могу лишь сообщить (со слов его племянницы), что 1) статуэтка матери с ребенком изображает кн. Марину Николаевну Трубецкую (рожденную Гагарину) и вторую ее дочь — Марину — ныне замужем за однофамильцем. Обе живут в Соединенных Штатах, и что 2) бюст изображает княжну Александру Николаевну Трубецкую — ныне замужем за Мих. Фед. Чертковым.

О трех других скульптурах я ничего не узнал, но не попробовать ли обратиться за сведениями в музей покойного мастера (бывшая его мастерская) в Pallanza на Lago Maggiori (Italia).

Мне очень совестно, что итог моих сведений столь скуден. Буду рад, если в будущем удастся лучше оправдать обращение ко мне музея. Что же касается до моих биографических данных, то таковые Вы найдете в приложенном при сем листе.

С чувством глубокого уважения остаюсь готовый к услугам

Александр Бенуа

Относительно Репина могу еще сообщить, что у одного знакомого антиквара имеются:

1) совсем законченный эскиз картины “Избиение египетских первенцев”, за который художник получил серебряную медаль, и

2) довольно странный пейзаж (45X63), изображающий зимнюю дорогу в оттепель. На оборотной стороне — удостоверение, подписанное Юрием, Верой и Татьяной Репиными.


1 Примечание А. Н. Бенуа.
2 “Черный рейд” и “Желтый рейд” (французский).
3 Всего Парижа (французский).

Вернуться к списку писем: По адресатам
По хронологии

Павильон Армиды. 1907 г.

Персонажи мистерии, раздвигающие занавес, 1907 г.

Сельский пейзаж. 1910 г.


Главная > Переписка > Г.А. Недошивину 1957 год.
Поиск на сайте   |  Карта сайта